Газета «Вестник»
Архив

№ 50 (779)
23 декабря 2005


Заголовки в формате RSS

Хранитель


Лауреатом премии Попечительского совета Ульяновского государственного университета за достижения в области культуры в 2005 году назван Александр Железняков, общественный директор музея быта, который располагается в Доме культуры села Подкуровка Тереньгульского района.

В момент нашего приезда Дом культуры, где десять лет обитает уникальный музей, был закрыт на амбарный замок. Александр Васильевич сам открыл нам дверь в “святая святых”, стал беспокоиться: “Замерзните”. Холод в музейных помещениях был действительно нешуточный, но он не помешал нам погрузиться в атмосферу хранилища прошлого.

Музей Железнякова насчитывает более семи тысяч экспонатов и занимает три кабинета и соединяющий их коридор. В первом, самом большом кабинете собраны предметы крестьянского быта дореволюционного и послереволюционного периода России. Александр Васильевич по-хозяйски повел экскурсию. У русской печи — старинные чугуны, утюги и ухваты. Здесь же настоящая лепешка из лебеды.

— Рецепт выпечки рассказала мне пожилая односельчанка: размельченная лебеда, чуть-чуть мучки да водицы. Я такие лепешки пек для трех ульяновских музеев, — с гордостью говорит хранитель. — Для музея-квартиры большевиков, Мемориала и Музея чувашской гимназии.

Рядом с печкой — зыбка (подвесная детская качалка) с куклой-младенцем, ступа, детали плуга и ткацкого станка, ножницы для стрижки овец, плетеная хлебница, деревянный чемодан. Под стеклом — трубки и часы. На стенах старые номера “Искры” (1900 год), “Правды” (1912 год). В “красном” углу (как и положено), проржавевшие от времени металлические оклады и древняя икона с еле заметными очертаниями лика Богоматери Троеручницы.

— Этой иконе, почитай, уж лет триста, а то и больше. Жалко, выглядит не респектабельно, — сокрушается Александр Васильевич. — Жена шутит: “Ты — старьевщик, и твое место на свалке истории”. А я отвечаю: “Я — счастливейший человек. Вот у всех в жизни только одно любимое дело, а у меня целых два — история и музыка”.

Железняков называет себя ребенком войны. Родился в 1943 году. Отец дошел с боями до Вены и прямо оттуда был отправлен в ГУЛАГ, за что — не известно. Вскоре после войны тяжело заболела и умерла мама… Так маленький Саша оказался в детском доме.

— Вы не поверите, но всем, что есть во мне хорошего, я обязан Мелекесскому детскому дому. Преподаватели там работали только с высшим образованием. Кроме основных предметов обучали нас танцам и музыке. В детском доме я впервые взял в руки баян, научился вальсировать и даже танцевать мазурку.

На двери второго музейного помещения — табличка: “Старая квартира 1930–1960 годов”. Заходишь и оказываешься в советском времени. Телевизор “Концерт”, железная кровать с набалдашниками, газовая плита. На круглом дубовом столе — белая скатерть, самовар и стаканы в подстаканниках. В сахарнице — комковой сахар. Прямо на окне аккуратно разложены книги и журналы тех лет. Железняков признается, что букварь 1956 года издания у него многие музейные работники выпрашивали. Ульяновские коллеги-музейщики навещают Александра Васильевича часто, приезжают то за экспонатами, а то и за советом.

— К 175-летию со дня рождения Ильи Николаевича Ульянова решили в Ульяновске возродить музей образования. Взяли у меня для экспозиции школьные принадлежности того времени: грифельную доску и светец (подставку для лучины). А еще я им две идеи подарил. Первая — срубить деревянную лавку, на каких сидели ученики в школах, да ведро деревянное для розог и сами розги изготовить. А вторая идея еще проще: бросить клич среди студентов, они за зачет такие экспонаты из деревень натаскают — залюбуешься!

Сам Александр Васильевич студентом становился четыре раза. Сначала поступил в музыкально-педагогическое училище.

— Стипендия была 20 рублей, — вспоминает он. — 12 из них отдавал за квартиру, 6 — за прокат пианино. Если пирожок за день съем — хорошо. Без еды жить мог, а вот без инструмента никак. О моей страсти к музыке знали все. Как-то друг прочитал в газете объявление о продаже рояля, настоящего “Беккера” (как у Петра Ильича Чайковского)! Инструмент простоял беззвучно в тупике Рылеева 15 лет, но строй держал, представляете! Я обещал хозяйке, что рояль будет со мной до конца жизни, и она отдала мне его всего за 300 рублей. С тех пор везде вожу его с собой.

200-летний старец “Беккер” украшал третью, музыкальную экспозицию музея. Александр Васильевич тут же продемонстрировал его замечательное звучание. За роялем разместился целый оркестр музыкальных инструментов, в котором главные места отданы любимым Железняковым баянам.

— На втором курсе музпедучилища судьба подарила мне встречу с народным артистом СССР Павлом Серебряковым, ректором Ленинградской консерватории. Я к тому времени стал сочинять музыку. Показал ему свои музыкальные опусы. Тот пригласил учиться в Ленинград. До сих пор жалею, что не воспользовался этим приглашением, недооценил свои силы.

Было в жизни Железнякова время, когда от безденежья и (что скрывать) от постоянного голода он решил бросить музыку и получить “нормальную” профессию. Поступил в железнодорожное ремесленное училище. А когда выучился, стал осмотрщиком вагонов. Работал прилежно, пользовался уважением. Осмотрщик вагонов на железной дороге — бог, только по его слову вагоны в путь трогаются. Но полюбить это важное дело Александр Васильевич так и не смог. И стал готовиться к вступительным экзаменам в музыкальное училище имени Гимова. Конкурс был огромный — шесть человек на место, но он поступил и стал учиться на вечернем отделении.

— К сожалению, совмещать работу и учебу не смог — не будешь же на работу с баяном ходить. Бросил все и уехал в деревню, в тишину — в Сурский район. Там мне повезло, встретил образованных людей, которые помогли устроиться в клуб в селе Аркаево. Именно там меня увлекла история села, и я стал собирать экспонаты для своего первого музея быта. Аркаево в прежние времена было царской вотчиной, там мастера жили уникальные: валенки валяли, решетки делали, деревянные гребни. Такие гребни только в двух местах изготавливали — в Нижегородской губернии да у нас. Они и стали первыми экспонатами музея. Среди музейных раритетов были грамота Екатерины II, шомпольные ружья, оставшиеся с Крымской войны №853-№856 годов, тетради с печатью Шлиссельбургской крепости.

Железняков с горечью вспоминает, что музей после его отъезда из Аркаева растащили и разорили. Только в 50 лет наш герой наконец-то стал дипломированным специалистом. В дипломе об окончании Ульяновского училища культуры в графе “специальность” записано: «Режиссер клубных мероприятий».

— Ученье — свет, а не ученье — культпросвет, — смеется Александр Васильевич.

А вот о грамоте Министерства культуры РФ, которую он получил за достижения в области культуры, наш герой говорит серьезно. Правда, награда эта сама может стать экспонатом музея, ведь датирована она 1977 годом и подписана самой Екатериной Фурцевой. В музее не часто, но проводятся экскурсии для школьников и учащихся ПТУ, Александр Васильевич увлеченно ведет уроки истории края и занимается клубной работой. Но в последнее время чаще слышит в свой адрес упреки, чем слова благодарности.

— Не привык я ни к каким почестям. И то, что именно меня из всех деятелей областной культуры наградили премией Попечительского совета Ульяновского государственного университета — для меня большая честь. Эта премия — первое признание, которого я удостоен за многие годы. Сказать честно, если бы не счастливый случай, который свел меня с ректором УлГУ Юрием Полянсковым и директором Мемориала Валерием Перфиловым, музей мой канул бы в Лету. Особое спасибо главному эксперту музея Мемориала Татьяне Шаховой, которая стала моим другом и наставником. Благодаря этим людям, на музей обратили внимание ульяновские историки и краеведы. А теперь, когда работа моя получила такую высокую оценку, буду делать ее с еще большим старанием.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019